Думпкары для металлолома: типы, конструкции, применение


Думпкары для металлолома: типы, конструкции, применение

Думпкары (или как их еще называют: вагоны в виде самосвала) — это специализированное железнодорожное средство, предназначенное для перевозки, погрузки, также выгрузки большой партии сыпучих кусков лома при помощи пневматических приводов.

Данный вид железнодорожных вагонов считается средством специального назначения. Его производством занимаются многие страны, однако наиболее востребованными считаются думпкары Германии, США и России.

В нашей стране обычно состав из данных видов вагонов достаточно длинный и может доходить до тридцати штук с дополнительным вагоном для бригады по обслуживанию.

Преимуществом думпкаров является возможность их быстрой разгрузки металлолома или иного груза, которая занимает по времени не более двух минут. При этом выгрузка на пути может происходить как левосторонняя, так и правосторонняя, что удобно в железнодорожном виде транспорта. В связи с тем, что услуга приёма металлолома становится очень популярно, качество думпкаров очень важно.

Классификация вагонов

Вагоны-самосвалы могут классифицироваться в зависимости от многих факторов, среди которых следующие:

· количество осей (зависит от объема груза: четырехосные думпкары предназначены для перевозки сырья не более 100 тонн, свыше данной цифры применяются уже восьмиосные вагоны);

· способ погрузки или выгрузки (выделяют одностороннюю (происходит либо слева, либо справа вагона) или двухстороннюю (осуществляется одновременно) выгрузку лома);

· строение борта (подразделяется на подъемные, которые в процессе выгрузки можно ликвидировать, а также неподвижные, которые убрать невозможно)

Принцип работы вагона и его конструкция

Конструктивно вагон-думпкар отличается в первую очередь наличием специальных пневматических приводов, предназначенных для опрокидывания кузова (самосвала) на угол не менее сорока пяти градусов относительно оси вагона.

В Украине вагоны-думпкары имеют двусторонний привод, что позволяет выполнять разгрузку, как с левой, так и справой стороны. Кузов (самосвал) вагона закреплен на оси, установленной на специальных несущих стойках в подшипниках (как правило, двухрядных закрытого типа).

Пневматический привод, состоящий из цилиндров, внутри которого находится поршень и перемещается под действием сжатого воздуха, питается от магистрали локомотива. Для этих целей в вагоне проложена дополнительная магистраль (помимо тормозной), которая подключается к питательной магистрали тепловоза (максимальное зарядное давление — 10 атмосфер).

Управление процессом разгрузки может осуществляться как локально для одного вагона, так и группой, за счет переключения трехходовых кранов и вывод управления на единый пневматический пульт (как правило, один из пультов управления вагона данной группы)

Для исключения самопроизвольного опрокидывания в процессе движения или нарушения работы системы управления пневматическими приводами на вагоне предусмотрены специальные фиксаторы, которые возможно отключить только на стоянке и только после подготовки системы к работе (необходимые манипуляции по переключению пневматических кранов управления).

В остальном конструкция вагона-думпкара (самосвала) не отличается от грузового вагона, который имеет механическую часть в виде рамы, опирающуюся на тележку с колесными парами.

Как правило, рама вагона представлена в виде хребтовой балки (несущей продольной) и поперечных с подпятниками. Рама тележки также имеет несущую поперечную и две продольные балки. В геометрическом центре несущей балки тележки установлен пятник (шкворень), который монтируется в подпятнике и работает в масляной ванне.

В Украине применяются сварные рамы из профилей коробчатого сечения как открытого, так и закрытого типа. Колесные пары вагона закреплены в буксовых узлах, которые, в свою очередь, через систему гибких связей (резинометаллических блоков) закреплены на раме тележки. Таким образом, такая конструкция позволяет передавать продольно-динамические тяговые и тормозные усилия от колесных пар на раму вагона. Для исключения недопустимого уровня колебаний, а также обеспечения ступени рессорного подвешивания на раме тележки, монтируется пружинные и гидравлические амортизаторы (в более старых моделях вагонов применялись листовые рессоры).

Пневматическая часть вагона состоит из тормозной магистрали с приборами управления тормозами вагона и специальной питательной — для управления пневматическими привадами кузова вагона-самосвала. Для обеспечения процесса торможения после снижения давления воздуха в тормозной магистрали, предусмотрен воздухораспределитель, который обеспечивает подачу сжатого воздуха в тормозные цилиндры, поршень которых обеспечивает перемещение тормозной рычажной передачи (системы тяг и рычагов), за счет чего и происходит прижатие тормозных колодок к колесной паре — торможению за счет трения.

Статья подготовлена специалистам сайта metalll.od.ua.


6 из 6. Оценок: 556.